Вверх
Написать
письмо
Технологии определения здорового ребенка

Здоровье нации определяется степенью здоровья детей. Это показатель настоящего и будущего общественности. Эти тезисы общепонятны и не требуют объяснений. А для здравомыслящих родителей – это еще и главная цель, важная составляющая семейного благополучия. Поэтому нелишним будет узнать, какие существуют технологии определения здорового ребенка и что означает сам термин.

Определение понятия

Общепринятый «портрет» здорового ребенка состоит из нескольких пунктов:

  • он доброжелателен, жизнерадостен, активен;
  • в меру своего возраста достаточно быстр, силен и ловок;
  • у него преобладают положительные эмоции, впечатления негативного характера переносятся стойко и без серьезных последствий;
  • он развивается физически согласно установленным возрастным критериям;
  • режим дня также соответствует возрасту, биологическим ритмам – период сна и бодрствования подобран гармонично;
  • регулярная физкультура и правильное питание обеспечивают отсутствие лишнего веса;
  • перепады температур, резкое ухудшение погодных условий не являются причиной беспокойства, так как терморегуляция у него тренирована, он закален;
  • если он болеет, то редко, недолго и без осложнений.

 

Уже из этих общих формулировок легко понять, что существуют определенные критерии оценки здоровья детей, которые касаются как физического, так и психологического развития. Благодаря им можно адекватно оценить способность ребенка адаптироваться к новым условиям жизни, к обществу, определить уровень общего состояния его здоровья. Важность этого понятия подтверждена фактом, что именно в этот период закладывается фундамент физического и психологического самочувствия взрослого человека, члена социума.

Методы оценки здоровья детей

Базовыми условиями определения общего самочувствия при осмотре являются такие 4 критерия здоровья детей:

  1. Факт наличия или отсутствия на момент проведения обследования хронических или текущих заболеваний. Простыми словами ребенок болен, находится в пограничном состоянии или здоров – разные ОРВИ, аллергические состояния, «банальный насморк» и т. д.
  2. Проводится оценка функционального состояния основных систем организма. Речь идет об измерении пульса, частоте дыхания, артериальном давлении, проверке зрения, слуха. Иногда прибегают к методу определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) – количество воздуха, выдыхаемое, после максимально глубокого вдоха.
  3. Способность сопротивляться неблагоприятным факторам внешнего воздействия. Вычисляется кратность острой заболеваемости на протяжении года. До трех раз в год считается очень хорошим показателем.
  4. Определяется уровень физического развития и его гармоничность. То есть соответствие возрастным рамкам веса, роста, окружности головы, груди и т. д.

 

В некоторых случаях (если речь идет о детях до трех лет) критерии комплексной оценки состояния здоровья детей включают в себя еще 2 пункта:

  1. Возможные отклонения в раннем онтогенезе – как протекала беременность, какие были роды и как развивался младенец в первые месяцы жизни. Оценивается возможность риска наследственных и приобретенных заболеваний путем сбора информации о родителях, их социальном статусе.
  2. Определяется уровень нервно-психического развития детей – как развита речь, какими навыками они владеют и другие.

 

Указанные методы оценки здоровья детей позволяют на раннем этапе определить наличие различных отклонений. Следовательно, своевременное и адекватное реагирование позволит подобрать оптимальную тактику действий, направленную на улучшение состояния самочувствия.

Группы здоровья детей

Для чего нужны критерии оценки состояния здоровья детей? После прохождения осмотра и сопоставлением полученных результатов проводится некая классификация и распределения в группы. Эти группы здоровья детей имеют 5 вариантов:

Полностью здоровые дети, не имеющие отклонений ни по одному из критериев.

  1. Самая частая группа. Нет ярко выраженных дефектов, согласно описанным критериям оценки, но существуют определенные проблемы. Это могут быть плохое зрение, лишний вес или его недостаток, низкий рост. Детей, часто болеющих ОРЗ, также относят к данной группе.
  2. Сюда относят детей, у которых наличивабтся разные хронические заболевания. Важно, что при этом они находятся в состоянии клинической ремиссии, без частых вспышек обострения, а функциональные возможности такого ребенка сохранены или компенсированы. Процесс обучения или труда не затруднен.
  3. Это дети, имеющие хронические болезни в активной стадии или с частыми рецидивами, требующие постоянного терапевтического лечения. Также в эту группу входят дети с физическими отклонения или травмами, которые в определенной степени ограничивают процесс обучения или труда.
  4. Самая тяжелая группа. Сюда относятся дети-инвалиды, дети с тяжелыми хроническими болезнями, которые практически не имеют ремиссий и у которых существенно снижены функциональные возможности.

 

Распределение детей в ту или иную группу проводится специалистом только после вынесения диагнозов и проведением осмотра у других узкоспециализированных врачей. Группы здоровья ребенка являются своеобразной шкалой, которая регламентирует поведение и определяет тактику действий, направленную на сохранение или улучшение самочувствия.

Факторы, формирующие здоровье

Здоровье детей закладывается еще в утробе матери, и даже еще раньше. Важно понимать, что образ жизни родителей напрямую влияет на наличие проблем со здоровьем у детей. Необходимо правильно организовывать антенатальную охрану здоровья ребенка, еще до момента его рождения, а затем и своевременную, адекватную поддержку молодой мамы в ранний и поздний неонатальный периоды.

Родителям на заметку следует взять информацию о том, что несбалансированное питание, слабая гигиена, отсутствие нормальной физической нагрузки, полноценного сна являются факторами, которые крайне негативно сказываются на состоянии здоровье ребенка.

Вред здоровью ребенка также приносит и плохой климат в семье. Установлено, что дети, находящиеся в постоянном стрессе, угнетенном состоянии и страхе, имеют проблемы не только психологического характера, но и частые реальные функциональные отклонения – они гораздо чаще болеют без видимых на то причин.

Ребенок – это счастье. Здоровый ребенок – величайшее благо. Но, здоровье ребенка – это работа, которую родители должны выполнять максимально качественно и ответственно.


Комментарии (0)